Твой отец — фараон (вообще-то он хотел быть чайкой, но не в этом суть). А ты — сын фараона, отправленный учиться в знаменитый Анк-Морпорк. Но какая профессия больше всего подойдет будущему царю? Именно та, которая подразумевает тонкую работу с людьми, постоянное разрешение сложных вопросов и устранение ненужных проблем. То есть профессия наемного убийцы. Самый плоский мир во всей множественной Вселенной возвращается во всем великолепии (в комплект входят: слоны — четыре штуки, Великий А`Туин, вселенская черепаха, — одна штука, безумные обитатели Диска — численность постоянно растет).
Основной плюс (он же минус) романа — это то, что он является самостоятельным произведением, не связанным с другими циклами. Поэтому знакомых героев Плоского мира в книге не будет (разве что Смерть…местами). Зато будет большое число свежих образов. В «Пирамидах» Прэтчетт устраивает прогулку по странам и культурам. Родная страна главного героя являет собой пародию на древний Египет.
Когда я узнал, что книга входит в цикл «Боги», то обрадовался и думал, что будет про тех же Богов рассказываться, что и в романе «Посох и шляпа», то есть глобальных для всего мира) Но, оказалось, что фигурантами здесь выступают Боги одной страны. И, читая роман, ярко бросается в глаза ирония над верой людей в этих Богов и вообще над сами Богами. Терри через всю книгу проносит идею о том, что Боги существуют, пока мы в них верим. И, зачастую, созданные нами Боги в реальности являют собой не то, что мы себе представляли.
Сюжет
Такое ощущение, что автор давно хотел написать историю подобную этой. Про загадки великих пирамид. Про космические законы, прочно завязанные на них. Про странных людей живущих в странной стране во времени-вне времени и строящих свою цивилизацию, свою жизнь по принципу незыблемости, неизменности, фундаментальности и канонов, завещанных предками. Про божественные сути, являющиеся правителями стран, затерянных в песках. Про древние загадки, до сих пор не разгаданные нами, но так сильно влияющие на гармоничность жизни, на мир, населённый людьми.
Потом автор создал довольно чётко (пусть и не с самых первых страниц) прослеживающуюся сюжетную линию, рассказывающую в основном о наследнике своего отца, великого правителя страны, раскинувшей свои просторы в пустыне — юноше Теппике.
Я это к тому говорю, что сюжет здесь вторичен, мне кажется. Автор продумал декорации, но вот о костяке книге задумался слишком поздно. Поэтому она получилась довольно медлительной и скомканной. Вообще, из всех книг, которые я у него прочёл, это сама слабая.
Да, действие сюжета разворачивается медленно, постепенно, но при этом без остановок. И вот наконец кульминация, катарсис и… И на этом всё. Печально констатировать факт, но при любом раскладе история кажется не завершённой, книга кажется недоделанной. Скучный конец, после которого остаётся лишь недоумение.
Книгу спасают многие интересные моменты или, скорее, фигуранты. Верблюд, который на протяжении всей книги что-то просчитывал. Философы представлены довольно иронично, особенно Зенон со своими апориями. Сфинкс, которого Теппику удалось одурачить (в принципе это было ожидаемо). Особенно забавны диалоги между архитекторами пирамид, и квантовую физику приплели даже :D
Роман, как я уже говорил, послабее остальных, но стоит прочтения.