Алексей Пехов «Ветер и Искры»

Алексей Пехов - Ветер и Искры

Мир Хары утратил самое ценное — знание. Все, что тысячелетие назад было обыденным и привычным, теперь кажется сказкой. За жалкие крупицы великого искусства прошлого маги ведут кровопролитные войны. Самая страшная и беспощадная война вот уже пять веков длится между теми, кто правит миром,- Ходящими и Проклятыми. Тьма и свет, некромантия и целительство сплелись в смертельный тугой клубок, уничтожающий всех, кто посмеет к нему прикоснуться. Нэсс и Лаэн бросают вызов носителям Дара, чтобы спасти свою жизнь.

Книги цикла

  • Искатели Ветра (2005)
  • Ветер Полыни (2006)
  • Жнецы Ветра (2008)
  • Искра и Ветер (2008)
  • Рассказы «Пожиратель душ» и «Цена свободы» (Сборник «Темный охотник») (2006)

Вселенная цикла

История

Действие всех книг цикла происходит в фэнтезийном мире Хара, поделенного на Западный и Восточный континенты. Его населяют антропоморфные разумные существа: нириты, йе-арре, шей-за’ны, блазги, эльфы и люди. Изначально, все люди Западного континента обладали «искрой» — магическим Даром, способностью управлять потоками энергии из Великих Домов. У первых магов «искра» была серой. Однако в какой-то момент случился Раскол. Неизвестно по каким причинам, но одни маги предпочли пользоваться тёмной стороной Дара, а другие — светлой. Между ними разгорелась война, в ходе которой Западных континент был выжжен дотла, а маги перебрались на Восток и стали жить среди обычных людей. Тёмные маги поселились на юге, на территории королевств Сдис и Урс (некроманты), а светлые — на севере, на территории Империи и Морассии (Ходящие и Огоньки). Спустя века способы обучения магии в двух школах изменились на столько, что носитель «искры» мог контролировать только одну сторону Дара.

За тысячу лет до событий первой книги, в Империи родился человек с Даром Целителя. Его звали Кавалар, но впоследствии он взял имя Скульптор. Он втайне овладел обеими искрами и стал величайшим магом в истории Хары. Храмы, крепости и города, построенные им, могли выдержать почти любую осаду. Также, Скульптор создал Колосса, защитившего столицу Империи Корунн и вырастил Лепестки Пути — устройство для телепортации по стране (усыплены во время Тёмного Мятежа). Через какое-то время завистники, узнавшие о темном Даре Кавалара, устроили тайный мятеж и убили его и всех его учеников. Записи великого мага остались только в его комнате в Башне Альсгары и в двух томах «Записок Кавалара». Период после его смерти называется Упадком.

Спустя пятьсот лет после смерти Скульптора, Ходящие Черкана и Осо нашли записи в комнате Кавалара. Изучив их, они поняли, что это описание того, как пробудить в себе тёмную искру. Вскоре, они собрали вокруг себя группу единомышленников и обучили их пользованию тёмным Даром. Когда их стало достаточно много, они устроили Тёмный Мятеж и потерпели поражение. Из Башни смогло выбраться только восемь человек, которых назвали Проклятыми: Тальки Атруни (Проказа), Митифа Данами (Корь), Тиа ал’Ланкарра (Тиф), Лей-рон (Чума), Аленари рей Валлион (Оспа), Рован Ней (Чахотка), Ретар Ней (Лихорадка) и Гинора Рэйли (Холера). При поддержке армии Набатора и некромантов Сдиса, они развязали Войну Некромантов, которая прошлась по всей стране. В ходе войны погибли Лихорадка и Холера. Остальные шесть ушли за Великую Пустыню в Сдис и стали обучать там некромантов.

Через пятьсот лет они вернулись в Империю. События последней войны описаны в тетралогии.

Расы

  • Нириты — первая раса в мире Хары. Обитают в Брагун-Зане, что на севере Империи. Поклоняются спящему вулкану Грох-нер-Тохх. Довольно лояльно относятся к людям, хотя не считают себя подданными Империи. Ниритами правит Пепельная Дева Зан-на-кун. Выглядят как чёрное облако человеческой формы с множеством багровых искор-глаз. Боятся воды.
  • Йе-арре — раса крылатых существ, попавших в земли Империи после того, как часть их народа превратилась в Сжёгших Душу. Называют себе первой расой Хары. Ранее жили за Великой Пустыней. Ткани, создаваемые этим народом дорого ценятся во многих странах.
  • Шей-за’ны (Сжёгшие Душу) — народ, родственный йе-арре. Живут за Великой Пустыней и являются непревзойдёнными лучниками. По легенде, они пошли против своего бога и были наказаны. У них отобрали души и крылья.
  • Люди — появились одними из последних. Выглядят как люди европеоидной расы. Только люди в полной мере могут обладать Даром и плести заклинания. Разделены на несколько королевств, иногда враждующих между собой.
  • Высокородные — раса лесных жителей — эльфов, живущих в лесах Сандона и Улорона к востоку от южной Империи. Несколько веков Высокородные воевали с Империей за юго-восток. Чреда войн закончилась тем, что эльфы были изгнаны из Улорона, взяты в кольцо в Сандоне и разгромлены на Гемской дуге. Лидеру Высокородных дельбэ Васкэ — пришлось подписать мирный договор, хотя большинство Домов было против союза с Империей. У Высокородных семь великих Домов: Дом Земляники (Правящий в данный момент), Дом Росы, Дом Тумана, Дом Бабочки, Дом Лотоса и Дом Искры. В каждый дом входит пятьдесят семей. Эльфы считают стрельбу из лука недостойной мужчины, поэтому этим оружием у них пользуются только женщины (чёрные лилии). Единственная, кроме Людей, раса в какой-то мере обладающая магическим Даром.
  • Блазги — раса болотных жителей, живущая в Блазгских болотах на юге Империи. Большая часть блазгов редко покидает свои болота. Людская речь для них очень трудна, овладеть ею могут только единицы. Имеют отталкивающую лягушачью внешность. Развитие проходит в несколько стадий: неразумные лигины (огромные хищные головастики), лягушата (период детства), сийри (период юношества, когда все особи имеют одинаковий, женский, пол). Далее следует период весали, когда мужские половозрелые особи делятся на касты: рабочие, охотники, строители, жрецы (говорящие с Квагуном), воспитатели, руководители, торговцы и воины (Квагеры). Считаются отличными бойцами. Во время войн встают на сторону Империи.
  • Вейя — небольшая раса зелёных зверообразных существ, живущих в лесу Видений. До событий тетралогии общались только с блазгами.

Королевства

  • Империя — огромная страна, занимающая весь север Хары. Разделена на север и юг Катугскими горами. Омывается Ледяным и Устричным морями. Граничит с Набатором и Морассией. Столица — Корунн. Именно в Империи происходят действия, описанные в цикле.
  • Набатор — сильное королевство к югу от Империи, отделённое от неё Самшитовыми горами. Издавна воюет с Империей за юг, принадлежавший когда-то Набатору. Омывается Устричным и Внутренним морями. Граничит с Урсом, Сдисом, Империей и Золотой Маркой. Столица — неизвестна.
  • Сдис — восточная страна. Расположена вокруг Великой пустыни Южнее Набатора. Омывается Внутренним морем. Граничит с Набатором и Урсом. Столица — Сахаль-Нефул.
  • Золотая Марка — богатое морское торговое государство, которым правит совет купцов. Разделена на две части проливом под названием Горло. Омывается Устричным и Внутренним морями и Океаном. Граничит с Набатором и Сином. Столица — Харог.
  • Морассия — страна, западнее Империи, славящаяся на весь мир Хары своими мастерами-оружейниками, а также ювелирами, механиками и изобретателями. Омывается Устричным и Ледяным морями и Океаном. Граничит с Империей и Гроганом. Столица — неизвестна.
  • Гроган — небольшая страна к югу от Морассии, славящаяся своими серебряными шахтами. Омывается Устричным морем и Океаном. Граничит с Морассией. Также, имеет морские границы с Империей и Сином. Столица — неизвестна.
  • Син — маленькое тропическое королевство, разделённое на два анклава Золотой Маркой. Граничит лишь с ней. Также, имеет морские границы с Гроганом. Омывается Океаном, а также Внутренним и Устричным морями. Столица — неизвестна.
  • Урс — маленькая страна на самом краю обжитых земель. Не имеет выхода в море. Граничит с Набатором и Сдисом. Столица — неизвестна.

Персонажи основные

  • Нэсс (Серый) — главный герой, от лица которого ведётся повествование. Служил в имперской армии лучником во время Сандонской Войны, потом стал наёмным убийцей (гийяном). Ненавидит Высокородных. По словам Гаррета — «человек, который хоть иногда вспоминает о своей совести». Превосходный стрелок, хотя оружие и стрелы ему частенько попадаются не такого высокого качества, как хотелось бы.
  • Лаэн (Ласка) — жена Нэсса и ученица Гиноры Рэйли (Холеры). Обучалась сразу двум сторонам Дара, поэтому её «искра» не несёт в себе изъяна, как у Проклятых и Скульптора. Учитывая тот факт, что Гинора пожертвовала ради неё половиной своего Дара и вошла в Дом Любви, в ней живёт частица её наставницы. Гибнет в конце второй книги («Ветер полыни»), уводя Проклятых от мужа, но благодаря её любви, продолжает существовать в теле Нэсса, хотя с общается с ним крайне редко из-за недостатка сил. В конце повествования Шен сумел переправить Лаэн в тело Кори, таким образом, оживив её.
  • Шен — Целитель, ученик Цейры Асани, позже — Лаэн и Тиа ал’Ланкарры. Первый после Скульптора Целитель-мужчина (за 1000 лет). Первоначально преданный слуга Башни и «ловец» (волшебник, который не может контролировать свою «искру» и её вспышки всегда случайны), под влиянием Лаэн, Нэсса и Тиф начинает переосмысливать своё отношение к жизни. Учился тёмной «искре» у Лаэн и Тиа ал’Ланкарры. Обучение проходило туго, но надёжно. По словам Тиф, Шен, скорее, художник, чем обычный маг. Проказа также упоминала, что Целитель «не плетёт а рисует. Мазок, света, мазок тьмы…»
  • Гис — демонолог, глава Алого Ордена. Периодически появляется на протяжении всей истории. В четвёртой книге («Искра и ветер») жертвует жизнью, вызывая с помощью извержения вулкана огненных демонов для поддержки войск в сражении с армией Кори.
  • Тиа ал’Ланкарра (Тиф, Убийца Сориты, Дочь Ночи, Скачущая на Урагане, Пламя Заката, Клинок Юга) — Проклятая. Во время Тёмного Мятежа встала на сторону своего любовника и убила свою учительницу Сориту. Первоначально планировалось, что убивать Мать будут пятеро мятежников, всключая Тиа, но Сорита оказалась не по зубам четверым восставшим, и чтобы спасти Альбиноса, ал’Ланкарра вызвала наставницу на дуэль, где и убила. Абсолютно честно. Ненавидит Чахотку и Корь, лояльно относится к Оспе и Чуме, подозрительно — к Проказе, жалеет о потере Лихорадки и Холеры. Вначале истории — главный антигерой, в середине — переходит на сторону Нэсса. Большую часть рассказа проводит в теле деревенского дурака Порка. Характер харизматичный.
  • Рона — Ходящая, попавшая в плен к Проказе. Сначала не доверяет, затем влюбляется в Шена.
  • Рандо рей Валлион — рыцарь, командир отряда Имперских Леопардов потомственный Сокол, двадцатый в очереди на трон Империи.
  • Альга — младшая сестра Роны, Ходящая. Впервые появляется в третьей книге цикла («Жнецы Ветра»). Постоянно вынуждена убегать из плена или спасаться от преследователей. Характер сильный и волевой.
  • Кавалар (Скульптор) — в событиях книги участия не принимает, однако, его постоянно упоминают, особенно при описаниях городов и замков юга Империи. Величайший маг Империи, Целитель как и Шен. Первым Империи начал использовать тёмный Дар после Раскола. Не смог разобраться в оставленных ему Гарретом инструкциях, и как источники Дара использовал только два Дома из трёх — Дом Силы (свет) и Дом Боли (тьма). Дом Любви остался для него недоступен отчасти из-за того, что хотя Кавалар и понимал значение этого чувства, но всё же считал его слишком неопределённой основой по сравнению с болью и силой, отчасти из-за того, что Скульптор никогда никого не любил. Главное творение Скульптора — Лепестки пути, позволяющие перемещаться на огромные расстояния с помощью плетения. При создании своих творений Скульптор часто использовал магию, искажавшую пространство, которая позволяла увеличивать реальную кубатуру зданий. Также известные постройки — Колосс, защитник Столицы Империи, Башня Альсгары и Школа Ходящих в Радужной долине. Убит Ходящими с помощью Гасителя Дара при попытке внести в светлую магию темную искру.
  • Гинора Рейли (Холера, Рыжая бестия, Лисичка, Рыжик», Бич Войны) — Проклятая. По мнению Тиф — самая умелая и сильная из Восьми. До принятия темной искры — Ходящая, член совета, ближайшая подруга Сориты, Матери Ходящих. Обучала только мужчин — Огоньков, поскольку такова была особенность её Дара. Среди Проклятых отличалась умением создавать новые, уникальные плетения. Более всех остальных желала создать Серую школу магов со смешанной искрой. После смерти своего физического тела стала частью сознания своей ученицы Ласки.
  • Рован Ней (Чахотка, Владыка Смерча, Сын Вечера, Топор Запада) — резко отрицательный герой. Извращенец и некрофил. Открыто ненавидит Тиф. Убит Нэссом.
  • Аленари рей Валлион (Оспа, Палач Зеркал, Звезднорожденная, Сестра Сокола) — Проклятая. Потомственный Сокол. Была племянницей одного из Императоров. Характер: благородная, разумная и жестокая.
  • Митифа Данами (Корь, Серая мышка, Тихоня, Дочь Утра, Стилет Востока, Убийца детей) — Проклятая. Становится основным антигероем в предпоследней книге цикла («Жнецы Ветра»). До этого вынуждена была играть роль глупой ученицы Тальки Атруни. Обожает книги. Характер: мстительная, хитрая и алчная.
  • Гаррет Тень — «Танцующий с тенями», появляется на протяжении всего рассказа во снах Нэсса. Выступает в роли тайного помощника, советчика и провидца. Создатель мира Хары. Характер: ироничный и харизматичный.
  • Лук — стражник из гарнизона Врат Шести Башен. Вместе с погибшим товарищем Рюком оказался единственным, кто уцелел при штурме. Неплохой воин, хотя и ворчун. Любимое выражение: «Лопни твоя жаба!». Играет в кости и нередко при этом жульничает.
  • Га-нор — Северянин, разведчик Врат Шести Башен, сын Ирбиса (дети Ирбиса — название одного из семи кланов северян, живущих в Льдистых землях, на севере Империи. Кроме Ирбисов существуют кланы Снежных Белок, Медведей, Сов, Куниц, Лосей, Волков). Чудом выживает после встречи с Некромантом во время разведывательного рейда, и прорывается на Имперские земли через захваченные Врата Шести Башен. В лесу натыкается на Лука, и пытается с ним добраться в Альсгару. Превосходный следопыт и воин.

Рецензия

Прочитав трилогию «Хроники Сиалы», не думал, что Пехова хватит ешё и на одну серию. И, кстати, хорошо бы прочитать «Хроники Сиалы» перед тетралогией «Искра и ветер». Ведь создателем мира Хары является никто иной, как Гаррет — вор-спаситель из мира Сиалы. В тексте будут изредка отсылки к миру Сиалы: последнее видение Нэсса про Гаррета происходило у подножия Зам-да-Морта (самой высокой горы Сиалы) и прочие. Хотя, если убрать из книги Гаррета, то ничего не изменится, он вроде фан-сервиса, рассчитан на поклонником Сиалы.

Радует, что в этой книге автор расширил круг стандартных рас фэнтези миров — появились блазги, вейи и другие. Особенно порадовал единственный вейя представленный в книге — Юми с его «вот так собака», вечно позитивный представитель своей расы.

Вообще, что касается героев тетралогии, то Пехов постарался на славу. Тут, конечно же, есть пара основных персонажей, но и они часто уходят на второй план, давая место остальным участникам драмы. Поэтому чувства по отношению ко всем персонажам тянуться до конца и не успевают остыть.

История построена по такой привычной схеме, как война светлых и темных. Но во время чтения понимаешь, что тёмные не такие уж и тёмные, а многие светлые дают фору в тёмности тёмным. Автор в течении всего романа показывает нам, что всё зависит от самого человека, а не от Дара, коим он обладает. Так, на примере Шена, а затем и Роны, которая, кстати первоначально была среди тех светлых, что ненавидели людей лишь за их тёмную искру, автор показывает, что Дар не показатель, судить можно лишь по поступкам.

Конечно, немного расстраивает понимание того, что всё заканчивается как всегда хэппи эндом. Все Проклятые погибли…Хотя, постойте, все ли? В конце 4 книги к мастеру Ильфу пришёл заказчик за серебряной маской и оплатил товар 6 изумрудами. Кто внимательно читал, помнит, что с Нэссем за записки Скульптора в таверне Митифа хотела расплатиться именно такими камешками. Получается, что она всё-таки жива и есть надежда на продолжение тетралогии.

Описание природы, стихии, городов — необычно, четко и красочно. Все настолько переплетено в повествовании, что при каждом изменении настроения героев — природа также меняется, и если герой грустит, то дождь и опадающие багровые листья с деревьев дополнят всю картину; если злиться, то извержение вулкана не заставит себя ждать, но и ясных солнечных дней припасено немало. При прочтении возникал вопрос: настроение героев — следствие окружения или наоборот. Но, сойдёмся на мнении, что они просто дополняют друг друга и, порой, усугубляют.

Что же касается героев. Хотелось бы отдельно выделить Тиф. Хоть она и Проклятая, и в первых книгах довольно сильно раздражала, то под конец начал ей сочувствовать. Она переменилась, можно сказать, что к лучшему. Быть может конечно, это лишь следствие переселения в тело Порка, тело обычного человека, и в итоге в ней стали проявляется человеческие чувства, коих не было в ей бессмертном теле. Но, это бредово как-то звучит. По-моему Тиа сама по себе положительный человек, а злой характер ей был привит Проклятыми. Так сказать, мы заложники собственного окружения. Когда Тиа погибла, я даже взгрустнул. Возможно её гибель меня тронула даже сильней, чем Ласки.

Итог: книгу читать очень рекомендую. Чтение захватывающее, динамичное, держит Вас в напряжении. Хотя, концовка получилась немного скомкана и многие моменты сюжетные не были освещены, книга понравилась.

Цитаты

В книге довольно много интересных цитат, парочку даже выписал)

Я стараюсь думать, это не дает мне превратиться в идиота.

В Счастливых садах ей будут не рады.

— У тебя есть какие нибудь скрытые таланты? — Я обаятельный.

Может этот мир создан ради вас двоих?

Законы мироздания сильнее тех, кто создаёт по ним. Нельзя создать мир без боли, ненависти, смерти и крови. Нельзя создать мир без света, радости, надежды и любви. Иначе он получится ущербным.

-Ты только и знаешь, что «заткнись», «тише» и «не ори»… -Не ори.

Как ты смотришь на то,чтобы поджарить ближнего своего?

Власть? В Бездну такую власть, раз ты становишься рабом своего титула и уже не можешь ни шагу ступить без назойливого, угодливого внимания. Власть — это сила? Ну нет! Скорее — клетка и полное отсутствие свободы.