Вампирская психодрама, созданная «посланницей оккультного мира» Энн Райс, стала поистине классикой не только жанра, но и мировой литературы.
История вампира, рассказанная им самим в нарушение всех заповедей, завораживает с первых страниц. Гипнотический голос повествует о жизни и нежизни и, словно во сне, переносит слушателя то на плантации Луизианы, то в Париж XIX века, то в крохотную прикарпатскую деревушку… Неужели обитатели Мира Тьмы — это воплощённое зло — способны, подобно смертным, страдать и радоваться, любить и ненавидеть, вечно искать ответы на вечные вопросы?
Решил прочитать роман для сравнения со Стокером. Ведь и «Дракула», и «Интервью с вампиром» претендуют на роль классики, хотя разрыв почти 100 лет в написании. Абсолютно разные произведения. Если у Брэма Стокера вампир представлен каким-то забитым унылым существом, этаким старым ребёнком, который не похож на человека, то у Энн Райс вампиры похожи на людей в их тяге к познанию, в их терзаниях…
Рецензия
Повествование романа происходит от первого лица, в виде диалога между вампиром и журналистом. Довольно оригинально. Тут, по-моему, закралось противопоставление одного другому. Ведь вампиры по природе довольно скрытны, а журналисты наоборот. Может, мне лишь показалось.
Луи — обычный человек, со своими проблемами, теряет младшего брата…и винит в этом себя. В этом состоянии его находит Лестат и делает себе подобным. Ради чего? Ради денег. Забавно, но Энн Райс тем самым нам показывает, что вампиры в своих потребностях такие же как люди. В сущности, эти то потребности и их реализация, на мой взгляд, куда ужасней природы вампиров, их жестокости и вынужденной кровожадности. В отличии от жажды крови, жажду денег можно контролировать.
Из всего цикла я читал только хроники, поэтому не в курсе молодости Лестата. В данном романе лишь кратко рассказывается о его детских годах в тот момент, когда отец просит прощение за свои ошибки. В данном месте, большинство, скорей всего, поразится хладнокровности Лестата. Вообще, те, кто читал роман, как правило, питают тёплым чувства к Луи. И в противоположность этому ненавидят Лестата. Мне лично его жаль. Даже не зная о его молодости, о возможных причинах такой жестокости, могу сказать, что он достоин сочувствия. Он ничего не чувствует, или чувствует (он действительно был опечален смертью Клодии, как мне кажется), но не подаёт вида. Он, сам того не осознавая, превратился в того, кем Луи так не хочет становится — зверем, хладнокровным убийцей.
И, что самое ужасное, от своих жестоких действий, в отличии от животных, Лестат получает удовольствие. Ведь даже Клодию он обратил ради того, чтобы привязать Луи к себе и затем издеваться над ними. Печальное зрелище деградации существа как личности. Хотя, в молодости он любил книги, теперь же не признаёт их…
Луи в книге вроде как самый положительный герой, читателям он нравится. А меня лично его терзания раздражали. Он нюня. Если поначалу ему понравилось превращение:
Я вдруг словно прозрел и увидел мир во всем многообразии цветов и форм. Помню, меня так захватила игра красок на пестрых пуговицах плаща Лестата, что я долго не мог оторвать от них глаз. Потом он вдруг рассмеялся, и мне показалось, что я излечился от многолетней глухоты.
Если бы он не был размазнёй, то осознал все прелести своего нового образа. Но нет, он акцентирует внимание лишь на жажде и своей сущности. После разговора с Бабеттой ещё про дьявола загоны начались. Я понимаю, что это следствие мировоззрения тех лет…но это глупо и печально.
Вот Клодия мне импонирует. В силу того, что её обратили, когда она была ребёнком, вся та ересь, что накапливает в головах людей, ей не доступна. Она использует свои дни для познания. Видны различия характеров: Лестат живёт одним днём, наслаждается своей жестокостью, Луи зациклен на прошлом, постоянно ноет о судьбе вампиров, Клодия обращает взгляд в будущее. В случае с Клодией самое ужасное то, что она никогда не изменится…знания веков в теле маленькой девочки. Её положение не даёт ей развиваться морально, она не понимает людей. Даже по пришествию 100 лет, её повадки зачастую напоминают повадки маленькой девочки.
Не буду описывать второстепенных персонажей, хотя и они отлично прорисованы. Хочу акцентировать внимание на общем духе книги, всё пропитано готичностью (в хорошем смысле этого слова).
Книгу посоветую к прочтению. Но не пытайтесь ознакомиться с ней в поездке. Эта книга для вечернего чтения, когда вокруг тишина.