Меня периодически мотает по разным странам (если точнее, по разным программам акселерации). Стараюсь делиться опытом, т.к. у нас что-то совсем глухо с этим в стране. А существующие инвест фонды берут стартапы/команды на скотских условиях. Можно почитать про наш опыт в Y Combinator, K-Startup Grand Challenge, Start-Up Chile в старой статье. К сожалению, тот проект пришлось закрыть. Возможно, в постмортеме по UnnyWorld вы для себя найдёте что-то полезное, чтобы не наступить на те же грабли.
Зачем я это всё пишу? Чтобы инди-разработчики поняли, что у них, на самом деле, много возможностей получить помощь извне при разработке своей игры.
К сожалению, по опыту общения я заметил, что очень много наших разработчиков банально боятся подаваться в подобные программы. Часто из-за синдрома самозванца, люди почему-то считают, что они не достойны участвовать в подобных программах. Нет! Достойны! И более того, это не так сложно, как кажется.
В данной статье я попытаюсь поделиться своим опытом нахождения в этой программе.
Что из себя представляет Free-to-play Campus
Правительство Испании пытается развить регион (Vitoria-Gasteiz и Basque Country). Сейчас там доминируют промышленные производства, и они хотят другие сферы развивать. Геймдев там в целом на нуле. С этой инициативой хотят привлечь небольшие инди команды, чтобы в итоге те там остались и открыли свою студию (или бранч).
Изначально они не дают никаких денег (поэтому и не берут процент от компании), но оплачивают часть ваших расходы:
- До 300 EUR за билеты/страховку.
- Жильё (двухкомнатная квартира).
- Проезд по городу.
- Завтрак/обед/ужин в кафе рядом с офисом.
Во время программы постоянно приглашают экспертов из индустрии для докладов. Некоторые из них потом приходят в офис и проводят мастер-классы.
Условия/требования
- Приглашают до 4-х человек. Если в команде больше людей, то остальным придётся работать удалённо.
- Игра может быть на любой стадии, под любую платформу и любого жанра.
- Вы должны быть настроены на f2p модель для игры, хотя к концу программы можете и передумать.
- Необязательно релизить игру к концу программы, но к демо дню должна быть готова демка.
- Не берут процент от компании. Только в случае дальнейшего инвестирования после демо дня.
- Предоставляют офис (столы, стулья — это всё есть), но не технику. Мониторы можно купить здесь с рук за копейки.
- Не обязательно иметь компанию. Но если вы выступаете как сотрудник компании, то должны иметь контрольный пакет компании или проекта.
Город
Население всего пара сотен тысяч человек. Приятный и ухоженный небольшой городок, похожий на мой родной. В центре довольно милые узенькие улочки.
Довольно много старых готических зданий в центре. Здесь и старые церкви, и крепость. Да и в целом преобладает подобные архитектура в большинстве строений. Вне центра уже более современные сооружения, но, что отличает их от наших, они выглядят, хм, красиво. Нет дурацких вывесок, нет уникумов, которые пытаются выделить свои окна/балконы. Всё смотрится довольно однородно и ухоженно.
Повсюду парки, что не может не радовать.
Приветливые и улыбчивые люди. К примеру, несколько дней назад стоял в очереди в магазин (в центре очереди). Открылась ещё одна касса, люди позади меня отошли и позвали меня пройти первым в новую очередь. У нас в таких случае люди ломятся на новую кассу )=
По городу я обычно хожу в наушниках. Вчера водитель автобуса при входе и оплате за проезд осведомился у меня, почему я не здороваюсь.
Единственный пока что недостаток, но очень существенный, местные не говорят по-английски.
Общественный транспорт налажен, ходит регулярно. Хотя весь город в принципе можно пройти и пешком. В Vitoria-Gasteiz (в отличии от остальной страны) довольно популярны велосипеды. Можно прикупить с рук за 50-100 EUR.
Офис
Небольшой и уютный офис на несколько команд.
Всего в нашем батче 4 команды (включая нас) из разных стран: Сербия, Канада, Россия и одна местная команда из Барселоны. Довольно дружно работается, некоторые вместе ходят на какие-либо ивенты/ездят к морю.
Рядом находится кафе, где кормят бесплатно. Для наглядности. Обед/ужин состоит из 3-х блюд. На первое обычно салат/рис/суп/паста. На второе что-нибудь мясное. На десерт мороженное/суфле/фрукты. Плюс кофе/чай/сок/вино.
Доклады
Раз в неделю в среднем приглашают известных (и не очень) людей из индустрии.
К примеру, Stephane Assadourian (один из основателей франшизы Assassin’s Creed) рассказывал про методологию/подход на первых порах разработки для определения ключевых аспектов с точки зрения бизнеса. Затем целую неделю провёл с нами в офисе для разбора проектов команд. Многие, казалось бы, очевидные вещи, но почему-то мало кто им следует.
Возможно про это я расскажу отдельной статьёй.
Кстати, сам Stephane ушёл из Ubisoft, т.к. ему не нравится, что компания превратилась в конвейер и не пытается экспериментировать. Сейчас он занимается консультацией и продюсированием команд. Если вы бы хотели с ним поработать, напишите мне, я сделаю интро.
Инвестиции
После демо дня можно попробовать получить инвестиции под проект. В среднем это 100-200к EUR под 10-20%. Это, если говорить про публичный инвестиции. Плюс, если вы будете нанимать местных на работу, то за вас оплатят до 9к их зарплаты. До 30к (при оплате до 50% от стоимости) на технику. Предоставят офис почти за копейки. Но для этого нужно открыть компанию в стране. Оформление в районе 5к EUR. Плюс, нужно будет сделать entrepreneur визу.
Из того, что я понял из обсуждений, можно начать всё это оформлять параллельно. Т.е, подаёте документы на регистрацию компании/визы (пока не нужно платить 5к). Параллельно пытаетесь договориться об инвестициях. Если всё удачно, то открываете компанию. Если нет, то прекращаете процесс создания.
Помимо этого, есть закрытые (венчурные) инвестиции, бизнес-ангелы и т.п.
Заключение
К сожалению, на демо дне меня не будет, т.к. завтра улетают на Unite Copenhagen 2019. Если кто-то тоже планирует посетить, было бы неплохо пересечься ^_^
Каюсь, не умею в такие тексты. Надеюсь, основные аспекты я охватил и хоть кому-то это пригодится.
Моя главная цель — показать, что у вас, на самом деле, много ресурсов доступных, которые можно использовать при разработке своей игры. И самое главное, не нужно бояться, нужно пробовать!