DevGAMM Minsk 2019: уже не про инди

Вот и закончился DevGAMM Minsk 2019. Пора кратенький итог подвести.

Докладов не так много посетил, т.к. больше ходил с людьми общался. Насколько я знаю, про доклады парни из dtf напишут отдельную статью.

Организация

Сама конференция проходила в Minsk Marriott Hotel + Falcon Club.

Огромное здание, куча холлов, что говорит о размахе мероприятия. Размах, с которым организаторы не могут справиться.

В различных местах были огромные стенды с расписанием, на которых было указано ваше текущее местоположение. На полу ленты, по которым легко разобраться, куда идти. Как человек, страдающий пространственным кретинизмом, благодарен.

В этот раз был бесплатный wi-fi (⊙_⊙)

Перекуса/кофе и вот этого вот всего хватало. Правда, было, по большей части только сладкое/мучное. Хорошо бы фруктов в следующий раз завести.

Пресса и участники могли в бизнес зале тусить, где потише, и можно было отдохнуть спокойно.

Доклады

Очень жаль, что у нас не учат тому, как нужно выступать. Если отбросить рекламные и самовосхваляющие доклады, то было много неплохих докладов. Одна проблема – люди не умеют выступать.

Был интересный доклад про порт движка Divinity 2 на Apple Metal. Докладчик решил в последний момент «вырезать часть слайдов, т.к они слишком технические». Слишком технические…на конференции для разработчиков игр (¬_¬ ). Куча слайдов со сплошным текстом. В итоге потенциально интересная тема была представлена в не самой лучшей форме. Я понимаю, парни – гики, которым нравится возиться с низкоуровневыми штуками. И это круто. Но хочется, чтобы люди более ответственно подходили к докладам.

Ещё больше хотелось бы, что организаторы как-то, всё же, контролировали качество докладов и помогали, к примеру, с презентацией. Предварительные слушания можно проводит. Хотя бы по тому же скайпу. Да, это потребует много времени организаторов, но оно того стоит.

Были также самовосхваляющие доклады. Пиксионик рассказывал про их тулзу, которая позволяет из .psd генерить префаб в Unity. На мой вопрос про то, планируют ли они это выложить в опенсорс, ответ был, думаю, понятно какой. Кстати, за этот вопрос получил приз — термокружку от Воргеминга.

Рассказывать про то, какие вы крутые и какие классные тулзы создаётся – это, конечно, занятно, но докладчики должны понимать стоимость времени других людей. С подобных докладов выходишь с мыслями «ну да, молодцы, но нам то с этого что»?

Доклад от разработчиков Kings Bounty 2 был об интересных вещах про стриминг ассетов, оптимизацию в UE4, но спикер рассказывал довольно скучно и не интригующе. Но, по крайней мере, после доклада он довольно энергично отвечал на вопросы. За свой вопрос про оптимизацию я получил второй приз. Отдал его другому участнику ^_^

Было обсуждение с продюсерами из 1C, tinyBuild, Belka Games. С ними на сцене также был инди разработчик Андрей Кузнецов. Забавно было слушать, с одной стороны, как эти продюсеры говорили, что косяки по срокам – это их вина, но при этом какахами кидались в других сотрудников. Был конкретный пример с продюсером из 1C, когда он, внезапно, косяки в плане обнаружил только за 3 месяца до релиза. В общем, хотя и не так много говорил Андрей, но он больше остальных запомнился, т.к. просто по сути говорил, тогда как люди из больших компаний выглядели весьма показушно.

Алексей довольно интересно про Inmost рассказал. Хотя, было неплохо, если бы он не поворачивался постоянно спиной к залу. Но это всё от волнения, понимаю.

Список издателей показал, которым писал в надежде на то, что игра их заинтересует.

Стенды

Стенды индюкам давали бесплатно, что радует. Телевизоры в этот раз были нормальные (в Москве на прошлой конфе были какие-то всратые экраны с кривой цветопередачей).

К сожалению, для себя я там не нашёл игр, в которые прям сразу захотелось бы поиграть. Нет, игры не плохие, просто, как отметили в одном из докладов, время нынче оцениваешь совсем иначе и более осторожно выбираешь игры, на которые сможешь выделить время.

Были платформеры, проект на RPG Maker, рипофф FTL, головоломки, шутан из ассетфлипов на UE4, занятная космическая игра, визуально мне напомнившая Космических Рейнджеров), хоррор, который мне напомнил Layers Of Fear и т.д.

Встретил парней с Mech Cube: Escape, которые периодически на dtf статьи пишут.

Старался поговорить со всеми командами. Было немало перекатывальщиков: просто людей, которые перешли из других областей (кино, например), с другой стороны, были люди из энтерпрайза, которые либо полностью перешли в геймдев, либо занимаются этим в свободное время. Есть у таких людей большой плюс, многие делают игры именно по фану, а не ради прибыли вообще. Инди команды, которые делают игры фултайм, могут сколько угодно затирать про passion, фан и т.п, но в итоге всё равно им нужно при разработке думать о том, чтобы проект отбился по деньгам. И очень сложно эти вещи соединить и найти золотую середину.

Game Roast

В этот раз вроде получше было. По крайней мере, не было такого кринжа как на прошлых конференциях, когда дичь творили ведущие, а стыдно было мне. Фотка из группы Азамата.

Сам формат довольно занятный, но, как я понимаю, очень много чего было импровизацией. Не уверен, что хорошая идея, как по мне. Неплохо бы такие вещи, всё же, хоть как-то отрепетировать.

В этот раз нужно было выпить коктейль из алкоголя и перемолотых шпротов ( ̄_ ̄)・・・

Game awards

Странно всё это. Были игры, которые в разработке уже множество лет, у которых уже есть аудитория и видимость (те же Encased). Не совсем понятно, зачем такие вообще подаются на эти номинации. В целом, сами игры довольно занятные, хотя я бы по некоторым номинациям бы другим играм дал приз.

Афтерпати

«Будет лампово и уютно»,— говорили они. «Можно будет спокойно почилить на диване с кальяном в этом клубе»,— говорили они.

Будет лампово и уютно

Лерика

Топ Anime предательств.

Pine

Хотел отметить Pine – приложение, через которое всю актуальную инфу про само мероприятие можно получить, встречи назначить с другими участниками и т.п. На предыдущем DevGAMM’е в Москве приложение было дико глючное. Частично писал про это в комментах на dtf. В Минске встретился с CEO Pine. Евгений оказался довольно энергичным и выслушал фидбек, пускай и во многом негативный. К чести, выслушал с пониманием и не агрясь. В самом приложении многое поправили, что-то фиксили прям во время конференции. Молодцы (:

Остальное

Занятная квартира в Airbnb попалась.

Тут была и Готика для олдфагов, и Коэльо для особенных, и Мойдодыр для тех, кто помладше.

Интересные встречи

В своё время я делал уроки по LibGDX. В сети периодически люди до сих пор благодарят за это. На DevGAMM’е встретил вживую такого человек. Он вместе со своей девушкой изучал движок по моим урокам. Очень приятно, когда твой труд кому-то помогает по жизни (─‿‿─)

Итог

В целом впечатление положительное. Но у нынешнего DevGAMM’а проблема в том, что это больше не та конференция «про инди для инди», коей она была несколько лет тому назад. Сейчас конференция разрослась. Какие-то аспекты они смогли подогнать под эти изменений. Но какие-то части нет. Что-то отдаёт кустарщиной и склёпанным на коленке. Как минимум, это очень сильно бросается в глаза во время Game Roast’а и награждения.

Возможно им стоит нанять людей в помощь, ведущих и т.п.

Если так подумать, то это уже не «про идни», но ещё и не Unite — ни то ни сё. Посмотрю, как всё пройдёт весной на Московском Девгамме. Надеюсь, будут продолжать работать над улучшением конференции.